УТВЕРЖДЕНО
приказ генерального директора
КУП «Гроднооблдорстрой»
от 01.02.2024 № 66____
КОДЕКС
профессионального поведения
и деловой этики работников
КУП «Гроднооблдорстрой»
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- Кодекс профессионального поведения и деловой этики работника КУП «Гроднооблдорстрой» (далее – Кодекс) представляет собой свод морально-этических норм и правил, определяющих требования, предъявляемые к поведению работника КУП «Гроднооблдорстрой» (далее – Предприятие) при исполнении трудовых обязанностей, в том числе при взаимоотношениях с другими работниками Предприятия, должностными лицами, гражданами, представителями юридических лиц, работниками иных организаций, со средствами массовой информации.
- Кодекс принят с целью закрепления единых ценностей, норм и правил поведения работников Предприятия, направленных на повышение эффективности выполнения ими своих должностных обязанностей, а также для укрепления авторитета организаций дорожного хозяйства Республики Беларусь.
Этические нормы используются в профессиональной деятельности и повседневном поведении работника Предприятия. Данные нормы являются важнейшим мировоззренческим качеством в организации дорожного хозяйства.
- Деловая этика – это система устоявшихся и общепризнанных норм поведения, моральных принципов и правил работников Предприятия.
Каждый работник Предприятия обязан соблюдать нормы профессионального поведения и деловой этики, личным примером содействовать укреплению авторитета государства и Предприятия.
- Соблюдение настоящего Кодекса является нравственным долгом каждого работника Предприятия и служит одним из критериев оценки его морально-деловых качеств, нравственно-этического облика.
- Соблюдение настоящего Кодекса учитывается при подготовке характеризующих материалов на работника.
ГЛАВА 2
ПРИНЦИПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СЛУЖЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ РАБОТНИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
- Основными этическими принципами при исполнении трудовых обязанностей работника Предприятия являются:
6.1. профессионализм и компетентность. Работник Предприятия должен владеть совокупностью профессиональных знаний и навыков, необходимых для эффективного выполнения его обязанностей, должен стремиться обеспечивать и поддерживать высокий уровень компетентности в своей работе, применять профессиональные навыки и компетенцию с целью формирования высокопрофессиональной среды;
6.2. гуманизм. Работник Предприятия не проявляет высокомерие, безразличие или невнимательность к людям, признает ценность, неповторимость каждой человеческой личности и право каждого на жизнь, здоровье, честь и достоинство;
6.3. добросовестность и ответственность. Работник Предприятия добросовестно и ответственно относится к выполнению своих служебных обязанностей, не допускает проявлений халатности, помнит о своих профессиональных обязательствах перед людьми, с которыми он взаимодействует, перед обществом в целом;
6.4. инициативность. Работник Предприятия проявляет активность в общественной деятельности, умеет самостоятельно ставить цели и организовывать работу для их достижения;
6.5. имидж и репутация. Решения и действия работника направлены на поддержание позитивного имиджа Предприятия, а также на предотвращение ситуаций, которые могут негативно отразиться на деловой репутации работников Предприятия и белорусского государства;
6.6. конфиденциальность. Работник Предприятия обеспечивает соблюдение и защиту конфиденциальной информации (включая информацию, составляющую коммерческую тайну), утечка которой может нанести ущерб государству и Предприятию;
6.7. патриотизм и активная гражданская позиция. Работник Предприятия является патриотом, обладает чувством высокой гражданственности, уважает идеалы и традиции белорусского народа, права других народов во благо человека и общества.
ГЛАВА 3
НРАВСТВЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НОРМЫ
И ПРАВИЛА РАБОТНИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
- В своей деятельности работник Предприятия руководствуется следующими нравственно-профессиональными нормами и правилами:
- добросовестно и компетентно исполнять должностные обязанности и повышать профессиональную квалификацию;
- придерживаться принятых в международном сообществе правил и норм коммуникаций;
- способствовать формированию национального самосознания на основе государственной идеологии;
- соблюдать нормы общепринятого делового стиля в одежде при исполнении должностных обязанностей (для инженерно-технических работников);
- формировать позитивный имидж Предприятия, не допускать публичных действий (в том числе – высказываний в медиа, включая социальные сети), наносящих ущерб репутации Предприятия и белорусского государства;
- заботиться о поддержании корпоративной культуры и благоприятного морально-психологического климата в коллективе;
- не допускать грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятости, неправомерных замечаний и обвинений, оскорбительных выражений;
- воздерживаться от любых действий и (или) высказываний дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;
- бережно и экономно относиться к использованию ресурсов и материально-технической базы Предприятия и его обособленных подразделений;
- не участвовать в организациях, формированиях, Интернет-ресурсах, мероприятиях антигосударственной направленности;
- не размещать публикации, содержащие антигосударственные материалы, а также негативную, не соответствующую действительности информацию в личных аккаунтах социальных сетей.
ГЛАВА 4
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
- Работник Предприятия имеет право на:
- защиту своих прав и законных интересов;
- вознаграждение за труд;
- безопасные условия труда;
- профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации;
- объективную оценку достижений и получение вознаграждений, поощрений и льгот, соответствующих его творческому вкладу;
- участие в конференциях, семинарах и совещаниях, в том числе международных;
- доступ к информации о результатах работы Предприятия, если она не содержит сведений, относящихся к государственной, служебной или коммерческой тайне;
- возможность выступать в качестве эксперта, а также давать пояснения и заключения при привлечении его в установленном законодательством порядке для осуществления экспертизы;
- отстаивать свою точку зрения, а при необходимости пересматривать ее, если оппонент привел неопровержимые аргументы;
- осуществление иных прав в сфере профессиональной деятельности.
- Работник Предприятия обязан:
- осуществлять профессиональную деятельность, не нарушая права и законные интересы других субъектов деятельности, не причиняя вреда жизни и здоровью других лиц, а также окружающей среде;
- обеспечивать передачу знаний и опыта молодым специалистам (работникам), способствовать профессиональному росту и всестороннему развитию молодых специалистов (работников);
- обеспечивать независимость профессиональной деятельности от личных интересов и прочих нравственных характеристик;
- предоставлять доступ к информации, если она не относится к информации ограниченного распространения;
- критически относиться к собственным достижениям и признавать свои ошибки в случае бесспорных доводов оппонентов;
- заботиться о сохранении профессиональной репутации и неукоснительно следовать требованиям профессионального долга;
- не допускать ситуаций, которые могут нанести ущерб авторитету и престижу работника Предприятия;
- сохранять уважительное отношение к коллегам в личном общении и при публичном обмене мнениями, решать споры исключительно законными средствами, не превращая теоретические разногласия в личную неприязнь и наоборот;
- не распространять ложную информацию о коллегах, порочащую их профессиональную честь и достоинство;
- соблюдать законодательство Республики Беларусь, в том числе локальные правовые акты Предприятия;
- не получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарков, денежного вознаграждения, ссуд, услуг материального характера, платы за развлечения, отдых, за пользование транспортом и иные вознаграждения);
- уведомлять нанимателя, правоохранительные органы, органы прокуратуры обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
- принимать меры по недопущению возникновения конфликта интересов и урегулированию возникших случаев конфликта интересов, не допускать при исполнении должностных обязанностей возникновения ситуаций личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, уведомлять своего непосредственного руководителя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
ГЛАВА 5
ПОВЫШЕНИЕ РАБОТНИКОМ ПРЕДПРИЯТИЯ СВОЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УРОВНЯ
- Работник Предприятия обязан постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, поддерживать свою квалификацию на высоком уровне, необходимом для надлежащего исполнения своих обязанностей, повышать общекультурный уровень.
- Работник Предприятия должен занимать активную гражданскую позицию, вносить предложения по совершенствованию работы Предприятия, оптимизации труда, хранить и приумножать традиции Предприятия, в их числе: поддержка преемственности поколений, служебная солидарность и взаимовыручка, уважение и помощь коллегам.
- Работнику Предприятия следует оказывать молодым специалистам (работникам) посильную помощь в профессиональной деятельности, в том числе путем их достоверного и оперативного консультирования по вопросам, возникающим в ходе осуществления ими своих должностных обязанностей, а также по возможным проблемным моментам в профессиональной деятельности в будущем.
- Работник Предприятия служит примером дисциплинированности, образцом профессионально-этического поведения.
ГЛАВА 6
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- Настоящий Кодекс вступает в силу с 01.02.2024 и действует до его отмены и (или) принятия нового Кодекса.
- За нарушение положений настоящего Кодекса работник Предприятия может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в соответствии с действующим законодательством.